Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Томское региональное отделение

Представительство в Сибирском федеральном округе

(3822) 56-3697
Томское отделение ЦЭПиК
634034, г.Томск, пр.Кирова, д.14
 
01.12.2010
28.09.2010
28.09.2010
13.05.2010
13.05.2010
13.05.2010

В Томске прошла конференция по непрерывному экологическому образованию.

В Томске, 6-7 ноября прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». В ней приняли участие представители образовательных учреждений, общественных организаций, учреждений культуры, фондов, природоохранных структур, а также сотрудники особо охраняемых природных территорий, всего 325 человек из 12 регионов России. География участников простиралась от Москвы до Дальнего Востока. Основными организаторами конференции выступили Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды и Департамент общего образования Томской области.
      В рамках конференции была организована работа 9-ти разных секций, участники которых рассмотрели актуальные вопросы и проблемы обеспечения непрерывного экологического образования: экологическое образование в учреждениях дошкольного  образования, начальной и средней школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования. В секциях «Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения», «Экологическое образование для устойчивого развития» и «Роль общественного движения в организации экологического просвещения населения» приняли участие сотрудники библиотек, музеев, лидеры общественного движения, сотрудники особо охраняемых природных территорий, учителя школ.
Проведённая конференция показывала, что подобное привлечение к обмену опытом разных организаций и структур только повышает её эффективность и значимость, способствует усовершенствованию эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности.

РЕЗОЛЮЦИЯ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

(г. Томск, 6-7 ноября 2008 г.)

 

 

         Межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» состоялась 6-7 ноября согласно распоряжению  Администрации Томской области от 04.05.2008 № 253-ра.

 В конференции приняли участие представители Администрации Томской области, Алтайского края, государственных, общественных и научных организаций,  специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, сотрудники музеев, библиотек, преподаватели вузов,  методисты, учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов  из 12 регионов России (всего 325 человек).

На конференции работало 9 секций:

·          Экологическое образование в учреждениях дошкольного образования

·          Экологическое образование в начальной школе

·          Содержание экологического образования с учетом региональных особенностей в средней школе

·          Экологическое образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования

·          Вузовское и послевузовское экологическое образование

·          Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования

·          Экологическое образование для  устойчивого развития

·          Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения

·          Роль общественного движения в  организации экологического просвещения населения.

В ходе конференции было заслушано 238 докладов, рассмотрены и обсуждены актуальные проблемы  непрерывного экологического образования и воспитания  на территории Томской области и Сибирского региона, подведены промежуточные итоги работы по основным направлениям в рамках реализации «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.» и  определены перспективы дальнейшего развития. Созданная  образовательная сеть   представляет собой многоуровневую систему, включающую   в себя:

·          пилотные экологические площадки разного ранга, работающие в инновационном режиме;

·          общеобразовательные учреждения;

·          учреждения дополнительного образования;

·          учреждения  начального и среднего профессионального образования;

·          учреждения культуры;

·          высшие учебные заведения.

 Каждый докладчик  представил уникальный опыт работы с детьми, подростками, молодежью, основанный на культурных и научных традициях разных регионов нашей страны. Доклады и презентации сопровождались показом видео- и фотоматериалов, демонстрацией методов обучения. В ходе обсуждений и дебатов по итогам  выступлений сформировалось общее смысловое пространство.
       Участниками конференции были отмечены следующие проблемы в развитии непрерывного экологического образования:

- несовершенство нормативно-правовой базы, включая отсутствие Федерального закона «Об экологической культуре»;

- отсутствие государственных стандартов для различных уровней экологического образования;

- недостаточность финансирования деятельности, связанной  с развитием системы непрерывного экологического образования.

В целях решения проблем, связанных с необходимостью развития системы экологического образования, просвещения и формирования экологического сознания, участники конференции  приняли следующее решение:

- направить обращения с просьбой:

 

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Ускорить рассмотрение и принятие Федерального закона «Об экологической культуре».

 

 

2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.1 Ввести в основные  образовательные программы естественно-научной направленности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования модуль «Экология», а также включить в государственную систему дополнительного (внешкольного) образования образовательные программы по экологии.

2.2 Разработать учебно-методические материалы по внедрению наилучших существующих технологий для преподавателей-педагогов, студентов, специалистов промышленных предприятий, а также государственных служащих, имея в виду справочные рекомендательные документы ЕС по наилучшим доступным технологиям. Ввести эти учебно-методические материалы в программы высших учебных заведений и дополнительного профессионального образования.

 

 

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1 Реализовывать полномочия по организации и развитию системы экологического образования,

просвещения и формирования экологической культуры.

 

 

- рекомедовать: 

 

4. Департаменту общего образования Томской области:

4.1 Продолжить формирование региональной политики в области экологического образования школьников.

ОГУ «РЦРО»:

4.2 Оказывать организационное, научно-методическое, экспертно-консультационное сопровождение деятельности пилотных площадок;

4.3 Осуществлять практическую деятельность по повышению уровня компетентности в вопросах экологического образования в целях устойчивого развития (стратегия, методология, подходы, содержание, формы и методы, инновационные технологии), используя потенциал вузов Сибири.

ТОИПКРО:

4.4 Продолжить разработку модулей с региональным  экологическим содержанием, обеспечить методическое и дидактическое сопровождение преподавания курса «Экология Томской области»; проводить курсы повышения  квалификации педагогов дополнительного образования;

4.5 Совместно с Томским государственным педагогическим университетом,  Томским государственным университетом разработать предложения по подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных осуществлять  экологическое образование и воспитание  в целях устойчивого развития общества.

ОГОУ ДОД «ОЦДОД»:

4.6 Анализировать, обобщать и распространять опыт организации и результаты проведения  областных  и региональных этапов Всероссийских конкурсов по экологическому направлению, «экологических марафоно», областных экологических слетов, детских летних эколого-оздоровительных лагерей и пришкольных  экологических площадок;

4.5 Активизировать работу по озеленению территорий образовательных учреждений всех типов и видов;

4.6 Развивать валеологическое направление работы, совершенствовать здоровьесберегающие технологии.

 

 

5. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области:

5.1 Обеспечить развитие стратегии непрерывного экологического образования в Томской области в качестве приоритетного направления политики устойчивого развития;

5.2 Обобщать педагогический опыт воспитателей, учителей,  методистов, продолжать работу по созданию банка педагогических технологий экологического образования;

5.3 Общественным организациям, СМИ распространять и тиражировать успешный опыт в области  экологического образования и образования для устойчивого развития;

5.4 Поддержать инициативу общественных организаций по разработке Кодекса томича и Кодекса сибиряка. Рекомендовать педагогическому сообществу, учреждениям культуры, охраны окружающей среды региональных и муниципальных администраций участвовать в разработке и внедрении кодекса;

5.5 Обобщить положительный опыт межрегионального взаимодействия и продолжить такие его формы, как проведение совместных летних экологических лагерей, акций, интернет-конференций.

5.6 Признать результаты образовательных проектов ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона»  успешными и заслуживающими распространения и внедрения в Томской области;

5.7 Поддержать инициативы Центра экологического аудита и менеджмента (г. Томск) в части расширения образовательных программ для природопользователей;

5.8 Содействовать формированию единого информационно-экологического пространства бассейна реки Оби, начать работу по созданию сибирской общественно-экологической газеты «Природа Сибири».

 

 

6. Департаменту по культуре:

6.1 Содействовать созданию и развитию областной библиотечной эколого-просветительской системы, с опорой на муниципальные библиотеки, где должны быть созданы центры экологического просвещения, осуществляющие просветительскую деятельность в области знаний об окружающей среде, об экологических проблемах региона и Томской области, здоровом образе жизни, а также  методическую деятельность для библиотек района и концентрирующие в одном месте фонд научной и популярной литературы, методических пособий, специализированной периодики и электронных баз данных;

6.2 Продолжить работу по созданию системы в области  экологического информирования и просвещения населения на основе обмена и распространения экологической информации с привлечением библиотечного ресурса;

6.3 Продолжать развивать межбиблиотечное сотрудничество и взаимодействие «школа-библиотека», «вуз-библиотека» по информационно-методическому сопровождению экологического образования в интересах устойчивого развития;

6.4 Шире использовать возможности образовательного потенциала музеев, разрабатывать направление «Урок экологии в музее».

 

 

7. Комитету  по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области:

7.1 Способствовать  активному взаимодействию вузов по разработке, реализации и интеграции учебных дисциплин экологической направленности;

7.2 Поддерживать проведение межвузовской олимпиады по экологии среди студентов.

 

 

8. Управлению начального профессионального образования Томской области:

8.1 Продолжить работу по созданию системы непрерывного экологического образования  в учебных заведениях начального профессионального образования Томской области;

8.2 Учебно-методическому центру дополнительного профессионального образования разработать содержание курса «Основы экологии и природоохранной деятельности Томской области» и обеспечить методическое сопровождение данного курса;

8.3 Оказывать содействие пилотным площадкам, включая методическое и дидактическое сопровождение работы;

8.4 Обеспечить информационное консультирование педагогических работников по вопросам экологии и охраны окружающей среды.

 

 

                             



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России