Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Томское региональное отделение

Представительство в Сибирском федеральном округе

(3822) 56-3697
Томское отделение ЦЭПиК
634034, г.Томск, пр.Кирова, д.14
 
01.12.2010
28.09.2010
28.09.2010
13.05.2010
13.05.2010
13.05.2010

Всероссийская конференция «Экология: проблемы и решения» и семинар Сибирского федерального округа: «Экология-приоритет развития России: региональная экологическая политика и гражданское общество»

15-16 мая 2008 года, в городе Томске, состоялась Всероссийская конференция  «Экология: проблемы и решения» и семинар Сибирского федерального округа: «Экология-приоритет развития России: региональная экологическая политика и гражданское общество».

Организаторами выступили Администрация Томской области и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при поддержке Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Центра экологической политики и культуры, региональной общественной организации "Центр экологической политики и информации". 

О стратегических целях в сфере охраны окружающей среды и природопользования на региональном уровне в своем выступлении рассказал начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области А.М. Адам.

          Председатель Совета общероссийской общественной организации "Центр экологической политики и культуры", член Общественной палаты Российской Федерации Владимир Захаров выступил с докладом «Экология - приоритет развития России». Для обсуждения современных экологических проблем и путей их решения в Томск съехались руководители и специалисты природоохранных органов из Пермского края, Республик Хакасия, Бурятия, Алтай, из Оренбургской, Новосибирской, Кемеровской областей. С докладами выступили представители Всемирного банка, Британского института стандартов.
            В работе семинара приняли участие представители региональных Общественных палат, региональных отделений Общероссийской Общественной Организации «Центр экологической политики и культуры» и другие заинтересованные в сотрудничестве экологические структуры Сибирского федерального округа.
            Целью семинара было - определить перспективы сотрудничества для разработки приоритетных направлений устойчивого развития, включая экономические и правовые аспекты, здоровье человека и среды, образование и культуру.

 

 

Резолюция всероссийской конференции «Экология. Проблемы и решения»

Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы охраны окружающей среды и пути решения экологических проблем, участники конференции отмечают следующее:

Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом, что позволяет успешно развивать базовые отрасли экономики. Вместе с тем, экономический подъем сопровождается ростом техногенной нагрузки на природные экологические системы. Однако  при принятии управленческих решений на российском уровне крайне редко используется идеология устойчивого развития, принятая на Конференции ООН в  Рио-де-Жанейро (1992). В целях снижения воздействия на природу необходимо в кратчайшие сроки найти пути взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер жизни общества. Необходимо направить общие усилия на решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие, и обеспечить тем самым  благоприятные условия жизни человека и устойчивый экономический рост на долгие годы.

Основную проблему участники конференции видят в экологической незащищенности территорий в силу отсутствия современных законов по охране природы и природных ресурсов и контроля над их исполнением.

В целях решения первоочередных экологических проблем и обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения России  участники конференции приняли следующее:

1.      Признать вопросы охраны окружающей среды приоритетом российской политики. Включить экологию в  число основных направлений долгосрочной стратегии развития России.

2.      Создать систему непрерывного экологического образования и просвещения, в том числе:

2.1. Обеспечить экологизацию учебных программ в системе среднего и высшего образования от факультативов до специальных предметов и курсов, ввести предмет экологии как мировоззренческой дисциплины. Поддержать систему неформального экологического образования и просвещения на базе охраняемых природных территорий, памятников и учреждений культуры.

2.2. Предусмотреть специальную экологическую подготовку в качестве обязательного профессионального требования к лицам, ответственным за принятие экологически значимых решений.

2.3. Разработать и принять стратегию формирования экологической культуры.

3.      Разработать федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России».

3.1. В качестве первоочередных задач в ФЦП включить проекты использования и охраны бассейнов р. Урал и р. Обь, бассейнов оз. Байкал и оз. Телецкое, бассейна Большого Васюганского болота, Алтая. 

3.2. Создать научно-координационный центр экологического мониторинга техногенного воздействия при освоении недр уникальных природных объектов (например, освоение Бакчарского железорудного месторождения).

4.      Принять пакет нормативно-правовых актов, регулирующих отношения  в сфере природоохранного законодательства:

4.1. Принять постановление  Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» и административный регламент по осуществлению государственного экологического контроля.

4.2. Правительству Российской Федерации и Министерству природных ресурсов Российской Федерации утвердить конкретные перечни объектов федерального государственного экологического и водного контроля по субъектам Российской Федерации.

4.3. Полномочия по осуществлению государственного надзора в отношении объектов, отнесенных к региональному контролю,  передать субъектам РФ в полном объеме (администрирование платежей, нормирование и выдача разрешительных документов, государственный экологический контроль).

4.4. Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части:

  • увеличить размер штрафов за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов, осуществляющих государственный надзор (контроль);

  • дополнить статьей, наделяющей правами участника производства по делам об административных правонарушениях должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении.

4.5.  Внести изменения в Бюджетный Кодек РФ в части обеспечения поступления штрафных санкций в бюджеты муниципальных районов по месту выявления административного правонарушения в сфере охраны окружающей среды.

4.6. Внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части установления налоговых льгот хозяйствующим субъектам, внедряющим экологически чистые и энергоэффективные технологии.

4.7. Внести изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» в части восстановления органам власти, осуществляющим государственный экологический контроль, полномочий контроля за соблюдением требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при реконструкции, строительстве и вводе в эксплуатацию производственных и других объектов.

4.8. Внести изменения в ФЗ «Об экологической экспертизе» в части восстановления государственной экологической экспертизы проектной и предпроектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию особо опасных объектов.

4.9. Внести изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части установления понятия «утилизация отходов» и «сбор отходов» и наделения органов местного самоуправления (поселений и городских округов) полномочиями по организации захоронения отходов.

4.10. Внести изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части определения, что лицензированию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит только предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, за исключением  случаев,  когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального  предпринимателя.

4.11. Разработать и принять закон «Об экологическом страховании и экологическом аудите».

4.12. Разработать и принять закон «О муниципальном и общественном экологическом контроле», Положение «Об общественных слушаниях».

4.13. Разработать общероссийские методики расчета вреда окружающей среде:

- загрязнением земель химическими веществами (в том числе нефтью, нефтепродуктами и высокоминерализованными водами),

- несанкционированным размещением отходов производства и потребления,

- сверхнормативным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в том числе от сжигания отходов производства и потребления).

 

5.      Ввести в планы работы Правительства РФ, субъектов РФ показатели экологического благополучия России и регионов. Показатели, отражающие экологический фактор, должны быть введены в обязательную статистическую отчетность регионов.

5.1.  Одобрить Показатели экологического благополучия России, разработанные Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (Приложение), и рекомендовать Общественной Палате РФ рассмотреть вопрос об инициировании широкого обсуждения предложенных показателей в регионах России.

6.      Направить резолюцию конференции в Аппарат Президента РФ.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Резолюции всероссийской конференции «Экология. Проблемы и решения», принятой на всероссийской конференции «Экология. Проблемы и решения» 15 мая 2008 года

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

РЕГИОНОВ РОССИИ

разработаны Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПОКАТЕЛЕЙ:

1.  Отражение реальной действительности

2.  Позитивность

3.  Социально-экономическая значимость

 

Показатели:

1.                      Уровень загрязненности воздуха

2.                      Качество питьевой воды

3.                      Степень утилизации отходов

4.                      Заболеваемость органов дыхания

5.                      Заболеваемость органов пищеварения

6.                      Инфекционные и паразитарные заболевания

 

 

Субъекты РФ ранжировать по каждому показателю:

1.                     Уровень загрязненности воздуха* (степень загрязнения атмосферы)

1.1. Низкий                   0 баллов

1.2. Повышенный         4 балла

1.3. Высокий                 7 баллов

1.4. Очень высокий     14 баллов

* РД 52.04.667-2005. Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию. Росгидромет. 2006г.

2.                     Качество питьевой воды*

2.1. Полное обеспечение пригодной для питья воды (100% населения обеспечено питьевой водой надлежащего качества) – 0 баллов

2.2. Недостаточное обеспечение (от 71% до 99% населения обеспечено питьевой водой надлежащего качества) – 4 балла

2.3. Низкое  обеспечение (от 50% до 70% населения обеспечено питьевой водой надлежащего качества) –   7 баллов

2.4. Неудовлетворительное  обеспечение (менее 50% населения обеспечено питьевой водой надлежащего качества) –  14 баллов         

* Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества. (Указ Президента № 825)

3.                     Степень утилизации отходов

3.1. Рациональное использование отходов (более  70%)   – 0 баллов

3.2. Результативное использование отходов (от 51% до 70%) – 4 балла

3.3. Неэффективное  использование отходов (от 21% до 50%) – 7 баллов

3.4. Нерациональное использование отходов (менее 20%) –  14 баллов

4.                     Заболеваемость органов дыхания*

4.1. Низкий уровень заболеваемости   – 0 баллов

       (до 29 600 заболевших на 100 000 человек населения)

4.2. Средний уровень заболеваемости  – 7 баллов

        (от  29 600 до 38 600 заболевших на 100 000 человек населения)

4.3. Высокий уровень заболеваемости –  14 баллов

        (свыше 38 600 заболевших на 100 000 человек населения)

5.                     Заболеваемость органов пищеварения

5.1. Низкий уровень заболеваемости  – 0 баллов 

       (до 3 500 заболевших на 100 000 человек населения)

5.2. Средний уровень заболеваемости  – 7 баллов

       (от 3 500 до 4 500 заболевших на 100 000 человек населения)

5.3. Высокий уровень заболеваемости    14 баллов

       (свыше 4 500 заболевших на 100 000 человек населения)

6.                     Инфекционные и паразитарные заболевания

6.1. Низкий уровень заболеваемости – 0 баллов

      (до 3 700 заболевших на 100 000 человек населения)

6.2. Средний уровень заболеваемости  – 7 баллов

       (от 3 700 до 4 800 заболевших на 100 000 человек населения)

6.3.  Высокий уровень заболеваемости    14 баллов

(свыше 4 800 заболевших на 100 000 человек населения)

 

 

Сумма баллов по всем показателям отражает оценку благоприятных условий жизни человека и уровень экологического благополучия региона:

от 0 до 15 баллов -    Благоприятные условия

от 16 до 25 баллов -  Напряженные условия

от 26 до 35 баллов -  Неблагоприятные условия

свыше 36  баллов -   Критический уровень загрязнения



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России